Плохие долги - в убыток

В России следует ожидать вялотекущего банковского кризиса, считает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Серегей Алексашенко.

Банкам не возвращают кредиты, они не могут выдавать новые. Это будет основной проблемой для России в 2009-2011 годах. Сколько сейчас у банков плохих кредитов и насколько это критично? Можно поверить президенту Альфа-Банка Петру Авену, который называет величину в 25%. Это значит, что из общего объема выданных кредитов в 20 трлн. рублей, 5 трлн. - плохие, реальная цена которым 2 трлн. В этом случае получается, что отношение плохих долгов к акционерному капиталу составит 60%, а норматив достаточности по всей банковской системе снизится с нынешних 14 до 8-8,5%, это совсем даже неплохо. Однако некоторым банкам будет намного хуже, но из-за этого вся система вряд ли развалится.

В мире за последние 30 лет произошло около 100 банковских кризисов. Банки прочищают балансы, переоценивают плохие активы, фиксируют убытки. После этого государство решает, кому помочь, кому умереть. Попытка же выдать деньги кредитным организациям, не решив первую и вторую задачи, приведет к тому, что в России появятся зомби-банки. Такое было в Японии в 90-х.

Что делают российские банки сейчас? Они создают «дочку», а лучше «внучку-правнучку», выдают ей новый 5-7-10-летний кредит и продают ей долг по номиналу. В отчетности получается, что везде чисто, и ЦБ говорит: «Кризиса нет!» На деле - это страусиная политика.

Нужно ли создавать банк плохих долгов? Пример. У крупной компании есть долг в $1 млрд., рыночная цена которого - $200 млн. Банк-кредитор должен признать это, переоценить кредит на своем балансе и списать $800 млн. в убытки. После этого он идет в правительство и просит восстановить ему капитал на $600 млн., а остальные $200 млн. внесут его акционеры. Дальше есть вариации. Первая - банк оставляет кредит у себя и ждет, пока заемщик расплатится. Вторая - банк решает, что живые деньги важнее, чем будущие прибыли, и продает кредит. Поскольку количество активов, которые могут быть выставлены на продажу, может стать очень большим, а покупателей будет мало, то цены резко упадут, что еще больше увеличит убытки кредитных организаций. Чтобы этого не произошло, государство может создать банк плохих активов и выкупать активы, выставляемые на продажу, к примеру, на деньги Пенсионного фонда.

В чем опасность такого сценария для России? Банки с удовольствием сдадут правительству 10-20% самых мертвых долгов, реальная цена которым ноль, а государство с радостью их купит. В США проект с банком плохих долгов более актуален, поскольку там невозможно просчитать, сколько на самом деле стоят эти пакеты из сложных деривативов.