Исполнительный совет директоров МВФ рекомендовал России изменить антикризисную политику.

Перспективы восстановления российской экономики МВФ, как сообщает агентство Reuters, связывает с внешней конъюнктурой и ожидает, что «несмотря на наметившиеся [...] предварительные признаки возможного начала улучшения экономической ситуации» «подъем произойдет лишь постепенно в 2010 году». Нынешнюю экономполитику России фонд не считает обоснованной и призывает Москву не тратить резервы ни на стимулирование спроса, ни на рекапитализацию банков, а дыры в бюджете рекомендует затыкать налоговыми поступлениями. Иначе, опасаются директора МВФ, программа стимулирования экономики может «приобрести постоянный характер» и на выходе из кризиса приведет «к чрезмерному повышению» курса рубля и «снижению конкурентоспособности». По сути МВФ призывает Россию не отступать от принципов «Вашингтонского консенсуса» (бюджетный профицит, высокие ставки, регрессивная налоговая шкала, свертывание социальных программ, ограничение денежной массы), которых Москва придерживалась с начала 90-х годов. Эти рекомендации МВФ директор центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев находит общими: «Говоря о масштабах нашей антикризисной программы, надо иметь в виду, что значительная часть финансовой помощи предприятиям осуществляется на возвратной основе. Если вычесть из антикризисной программы кредитную составляющую, мы увидим, что она вовсе не так раздута».

Однако главный тезис доклада касается новой девальвации рубля. «Предстоящие вливания ликвидности [...] в сочетании со снижением процентных ставок могут вызвать переориентацию на иностранную валюту, что создаст чрезмерное понижательное давление на обменный курс. С учетом все еще значительных международных резервов России директора согласились, что ЦБ следует быть готовым поддержать рубль, если непредвиденные события приведут к дестабилизации ожиданий в отношении обменного курса», - говорится в документе. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев уверен, что под «непредвиденными событиями» МВФ подразумевает падение цен на нефть.

Призыв МВФ не допускать новой девальвации рубля совпал с очередными прогнозами его укрепления от крупнейших финансовых институтов США. 6 августа Bank of America Securities - Merrill Lynсh, ставивший на рост рубля с декабря прошлого года, заявил, что рубль недооценен. Ранее, 30 июля, ажиотаж вызвал прогноз банка о скором укреплении рубля до 26 руб. за 1 долл. Игрой на повышение отметился недавно и Goldman Sachs - там ждут 28,5 руб. за 1 долл. к концу 2010 года.

Между тем в Москве ожидания новой девальвации рубля лишь крепнут. Первым сигналом стало снятие с банков ограничений на увеличение валютных позиций. А недавно президент Ассоциации региональных банков (России) Анатолий Аксаков в частном порядке предложил девальвировать рубль сразу на 30-40%, чтобы поднять конкуренто­способность промышленности и расчистить балансы банков. К рекомендациям МВФ г-н Аксаков отнесся «спокойно»: «Фонд часто дает нам такие рекомендации, и часто они не совпадают с тем, что затем происходит на рынке».

Российские финансовые власти работают под перекрестным огнем, отмечают эксперты. Экспортеры и значительная часть банковского сообщества лоббируют ослабление рубля. Импортерам, строителям, ритейлерам и населению выгоден сильный рубль. «У нас очень разные интересы в обществе. Если поддерживать одних экспортеров, мы выберемся из ямы не скоро», - говорит категорический противник девальвации вице-президент РСПП Александр Мурычев. По его словам, «ЦБ надо сохранять равновесный рыночный обменный курс, под который бизнес уже начал формировать долгосрочные программы».

Впрочем, большинство экспертов уверены, что рубль обречен ослабнуть и дело не в лоббистах, а в растущем дефиците бюджета и проблеме «плохих» долгов. Покрыть дефицит отчасти можно ростом налогов, как рекомендует МВФ, однако собрать их технически сложнее, а социальных издержек будет не меньше. Что касается «плохих» долгов, то эту проблему можно решить лишь двумя путями: обесценить либо деньги, либо активы, напоминает управляющий директор «Финам Менеджмента» Сергей Хестанов. «Если поддерживать рубль за счет резервов, как рекомендует МВФ, то десятки, если не сотни миллиардов долларов утекут на Запад, - добавляет Игорь Николаев. - В конце прошлого года это уже случилось».

Эксперты МВФ также указали, что недостатки в системах банковского регулирования и надзора препятствуют полной оценке проблем в банковском секторе. «Очевидный прогресс», выразившийся в ежедневном надзоре за банками и кадровом укреплении ЦБ, компенсирован «либеральными правилами» учета и формирования резервов на покрытие потенциальных убытков. МВФ констатирует наличие «значительной неопределенности в отношении забалансовых видов деятельности банков», подозревая, в частности, перевод ими необслуживаемых долгов во внешние структуры.

МВФ призывает ЦБ честно взглянуть на положение дел и разработать с этой целью «план активного и комплексного урегулирования ситуации в проблемных банках, базирующийся на системных стресс-тестах и планах на случай непредвиденных обстоятельств». ЦБ также следует разработать нормативные документы, которые давали бы банкам представление о том, какие меры будет предпринимать регулятор в случае роста уровня проблемных кредитов и снижения показателей достаточности капитала.

Однако в Центральном банке считают предлагаемый МВФ подход неправильным. Представители ЦБ, как говорится в докладе фонда, «считают, что возникающие проблемы можно будет решить в рамках существующей системы банковского регулирования и надзора». В частности, в Банке России «не видят необходимости в проведении системных стресс-тестов банков», в особенности потому, что «разовые и специализированные стресс-тесты уже проводятся в рамках обычной надзорной деятельности ЦБ». Предпринятое повышение интенсивности надзора (в том числе сбор детальной информации по 34 банкам, получившим господдержку) в ЦБ считают адекватным. Кроме того, регулятору приходится выбирать между положительным эффектом от возможного стресс-теста и тем фактом, что сами его результаты могут стать мощным дополнительным стрессом для системы.

Т.о., нынешний кризис (как, кстати, и кризис 1998 года, и последовавшие затем попытки реформировать банковскую систему) ЦБ вряд ли использует для кардинальной «расчистки» банковской системы. Но, как полагает главный экономист российского Deutsche bank Ярослав Лисоволик, в целом сдержанность Центрального банка по сравнению с тревожными оценками МВФ более адекватна. «По большому счету последние события скорее подтверждают правоту ЦБ. Рост цен на нефть, замедление роста плохих долгов - ситуация не выглядит так угрожающе, как следует из доклада фонда», - говорит он. Эксперт признает, что многое будет зависеть от развития ситуации в реальном секторе, но с точки зрения банковского надзора в настоящий момент «задача кредитования находится на первом плане по сравнению с задачей реструктуризации банковской системы».